Для установки системы Компаньон на рабочую станцию необходимо произвести следующие действия:
- Создать новую папку (например, C:\COMP) и
скопировать в нее программные файлы системы.
- Создать папку для файлов базы данных (например,
C:\COMP\DAT) и скопировать в нее минимальный набор
файлов данных.
- Установить в Windows шрифты, необходимые для
корректной печати отчетов системы. Набор
используемых системой шрифтов обычно находится
в папке C:\COMP\FONTS.
- Создать папку для файлов подсистемы помощи
(например, C:\COMP\HELP) и скопировать в нее файлы
подсистемы помощи. Обновить систему помощи
Windows запустив программу HHUPD.EXE в папке C:\COMP\HELP
(только для Windows 95 и Windows NT 4.0).
- Установить Btrieve for Windows Workstation версии 6.15 или
выше. Запустить программу Btrieve Workstation Setup
и изменить следующие параметры:
File Settings, Open Files = 150
File Settings, Handles = 400
Memory Resurces, Cashe Allocation = 2048
- В разделе MKDE Interface для клиент – серверного режима работы установить
Local = No
Requester = Yes
Для локального режима работа с файлами базы данных эти значения должны быть противоположными:
Local = Yes
Requester = No
- В файле COMP.INI отредактировать значение переменной BasePath=C:\COMP\DAT\ , чтобы она правильно указывала путь к папке файлов базы данных.
- В файле WIN.INI в разделе [Fonts Substitutes] нужно добавить (или исправить) следующие три строки. Если этого не сделать, то желтые подсказочки (tips) не будут русифицированы.
[Fonts Substitutes]
…
System,0=Arial,204
Arial,0=Arial,204
Arial,204=Arial,204
…
- Если база данных находится на сервере, то на сервере нужно запустить ядро Btrieve.
Для быстроты и удобства запуска системы
Компаньон рекомендуется поместить ссылку на
файл COMP.EXE на рабочую поверхность (desktop) и в папку
"Программы" системы Windows.
Настройка системы производится путем
изменения параметров, находящихся в записях Справочника Фирм, а
также путем редактирования содержимого файла
инициализации системы (COMP.INI). Редактирование
обычно производится Администратором системы из
окна "Настройка", вызываемого из
главного меню программы Компаньон.
Содержимое файла COMP.INI можно также
редактировать и непосредственно при помощи
любого текстового редактора (например, редактора
NOTEPAD). Файл COMP.INI должен находиться в базовом
каталоге системы Компаньон (обычно, C:\COMP).
«Фирма»
- код Фирмы
«Наименование» - полное наименование
фирмы
«Фактический адрес» - фактический адрес, по
которому находится Фирма
«Юридический адрес» - юридический адрес
Фирмы
«Телефоны» - список телефонов фирмы
«Факс»
- номер факсового аппарата фирмы
«Директор» - фамилия имя и
отчество директора фирмы
«Технич. Директор» - фамилия имя и
отчество технического директора
«Коммерч. Директор» - фамилия имя и отчество
коммерческого директора
«Главный бухгалтер» - фамилия имя и отчество
главного бухгалтера
«Расчетный счет» - номер расчетного счета
фирмы в банке
«Корсчет» - номер
корреспондентского счета фирмы в банке
«Банк»
- название банка
«Код БИК» - банковский
идентификационный код
«Код ИНН» - код ИНН
«Код ОКОНХ» - код ОКОНХ
«Код ОКПО» - код ОКПО
«Путь к базе данных» - путь к каталогу файлов
базы данных, например, C:\COMP\DAT\
«Путь к базе архивной копии» - путь к каталогу
файлов архива, например, C:\COMP\DAT_ARC\
«Файл XXXX» - путь к файлу XXXX. Пути и имена
файлов базы данных явно указывать не обязательно
- они инициализируются системой по умолчанию.
«Базовая валюта» - Обозначение базовой валюты (обычно это доллар США, или немецкая марка). Это одна из валют, в которых ведется учет на Фирме. Валюта с таким обозначением должна быть в Справочнике Валют системы.
«Национальная валюта» - Обозначение национальной валюты (обычно это Руб). Валюта с таким обозначением должна быть в Справочнике Валют и ее Курс должен быть всегда равен 1.
«Валюта цен» - Обозначение валюты, в которой указаны цены на товары. Валюта цен должна совпадать либо с Базовой валютой, либо с Национальной валютой.
«НДС» - ставка Налога на Добавочную стоимость по умолчанию (в %)
«Налог с продаж» - Ставка Налога с Продаж по умолчанию (в %)
«Режим работы со скидками» - Условное обозначение режима работы со скидками в Счетах и Расходных документах.
«Использовать НДС каждого товара» - если этот признак выключен, то НДС для всех товаров одинаков, и равен ставке НДС, указанной в поле «НДС», иначе НДС каждого товара берется из поля НДС, в записи о товаре Справочника Товаров.
«Цены включают НДС» - этот признак должен быть включен, если цены в Справочнике Товаров включают в себя НДС
«Методика “Через суммы”» - если этот признак включен, то в Счете-фактуре сначала считается сумма с НДС, а потом из нее остальные суммы и цена товара без НДС, иначе - сначала считается цена товара без НДС, а потом суммы.
«Без копеек» - указывать рублевые суммы без
копеек.
Следующие несколько признаков включают видимость некоторых полей в записи о товаре Справочника Товаров:
«Наличие кнопки "EAN"» - включает видимость кнопки «EAN». Если на вашей фирме не используется маркирование товаров внутренним штрихкодом, то эту кнопку лучше отключить.
«Наличие поля "Изготовитель"» - включает видимость поля «Изготовитель»
«Наличие поля "Отделение"» - включает видимость поля «Отделение»
«Наличие "Комплектов товаров"» - включает видимость поля «Комплект»
«Наличие весовых товаров» - включает видимость поля «Весовой товар». Если выключить этот признак, то поля "Весовой товар" и "Единица измерения" в Справочнике Товаров будут недоступны, что удобно когда нет весовых товаров.
«Дополнительные поля описания товара» -
включает видимость кнопки «Дополнительные поля»
«Видимость цены Поставщика» - Видимость поля
"Цена Поставщика"
«Видимость Закупочной цены» - Видимость
поля "Цена последней закупки"
«Видимость Базовой цены»
- Видимость поля "Базовая Цена"
«Видимость Оптовых цен»
- Видимость полей "Цена 2, 3, 4"
«Единица весового товара» -
Единица измерения ВЕСОВОГО товара по умолчанию
(кг)
«Единица невесового товара» - Единица
измерения НЕвесового товара по умолчанию (шт.)
«Основной код товара» - «А» -
Артикул: учетный код товара совпадает с
Артикулом товара
- «B» - Баркод: учетный код
товара совпадает с Штрихкодом товара
- «C» - Код: учетный код товара
формируется самостоятельно
«Алгоритм формирования учетного кода»
- «1» - простое увеличение на 1 учетных кодов
товара
- «2» - код Группы (2 знака) + код Подгруппы (2
знака) + код товара внутри Подгруппы (4 знака)
«Штрихкод = Учетному коду» - этот признак
нужно включить, если ВСЕ товары маркируются
внутренним кодом предприятия.
«Участок по умолчанию» - Номер участка, который будет ставится по умолчанию в Документы. Это номер участка, документы которого в основном будут вводится на данной рабочей станции.
«Допуск “Оплачено” в Счетах» - Сумма допуска (в базовой валюте) при котором Счет можно считать Оплаченным.
«Аварийный режим» - в этом режиме для редактирования доступно больше полей, но можно неосторожно нарушить целостность базы данных или правильность текущих остатков товаров.
«Считать сумму после ввода цены в приходных
накладных» - если этот признак выключен, то
после изменения цены товара в приходном
документе сумма будет рассчитываться только
если она была равна нулю.
Признак «Видимость обоев» - включает видимость обоев всех окон.
«Таблицы 1» - имя файла обоев для
основных таблиц (Справочников и т.п.)
«Таблицы 2» - имя файла обоев для
таблиц выбора и Карточек
«Формы 1» - имя файла обоев
для основных форм
«Формы 2» - имя файла обоев
для форм записей о товарах Документов
«Ведомости 1» - имя файла обоев для основных
Ведомостей Документов
«Ведомости 2» - имя файла обоев для основных
остальных Ведомостей
«Счета 1» - имя
файла обоев для Ведомостей Счетов и Заказов
«Счета 2» - имя
файла обоев для Записей Счетов и Заказов
«Главн. меню» - имя файла фона для Главного
меню
Признак «Иконки»
- показывать «Иконки» окон
Признак «Плавающие кнопки»
- сделать все кнопки «Плавающими»
Признак «Краткие подсказки» -
показывать краткие подсказки (tips) к кнопкам и
полям
«Файлы Помощи» -
путь к файлам подсистемы Помощи Компаньон
«Файлы Звуков»
- путь для поиска файлов Звуков по умолчанию
«Файлы Изображений» - путь для поиска
файлов Изображений по умолчанию
«Путь к Excel» - Путь к
программе Microsoft Excel
«Путь к Word-у» - Путь к программе
Microsoft Word
«Путь к IExplorer» - Путь к программе Microsoft Internet
Explorer
1) Произвести настройку системы (смотрите
раздел "Настройка
системы"). Обратить особое внимание
на правильный выбор Базовой и Национальной валют
и методики формирования учетных кодов товаров.
После ввода системы в эксплуатацию эти
параметры изменить уже нельзя.
а) Заполнить Справочник Организаций, с которыми Вы работаете (организации-поставщики и организации-покупатели). По мере ввода в Справочник Организаций будут заполняться также Справочник Городов и Справочник Регионов. Первой организаций в Справочнике Организаций должна быть Ваша Фирма.
б) Заполнить Справочник Групп товаров и Справочник Подгрупп товаров. Все товары, используемые в системе, должны быть связаны со своей Группой и Подгруппой. Например, товар "Шоколад BOUNTI" может принадлежать к группе "Шоколад", к подгруппе "Шоколад импортный". В каждой группе обязательно должна быть хотя бы одна подгруппа товаров. Если нужно, заполните также Справочник Изготовителей, Отделений, и Единиц измерения.
в) Заполнить Справочник Товаров данными о всех товарах, имеющимся на Вашем предприятии. Перед началом работы системы ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЬТЕ, чтобы все товары имели правильные штрихкоды (путем считывания сканером штрихкодов) и правильные цены: закупочную и базовую (розничную).
г) Заполнить Справочник Участков. Товары будут учитываться в системе на этих Участках. Участками могут быть склады, магазины, отделы и даже отдельные прилавки и люди. В системе обязательно должен быть хотя бы один Участок. При разбиении системы на участки, помните, что любое перемещение товаров между участками в системе должно быть оформлено при помощи соответствующей Накладной Внутреннего Перемещения. Поэтому, чем больше Участков, тем больше придется вводить накладных.
д) Заполнить другие справочники:
- Справочник
Валют,
- Справочник
Городов, Справочник
Стран и другие Справочники.
Справочники также можно пополнять по мере заполнения документов.
Перед вводом системы в работу нужно провести инвентаризацию имеющихся товаров на каждом Участке и по результату инвентаризации составить Приходные накладные или Акты Начальных Остатков на каждом Участке. Перечень товаров в Приходной накладной можно ввести вручную запись за записью, выбирая каждый товар из Справочника Товаров, но это очень долго и можно пропустить какие-либо товары. Система может автоматически сформировать Список товаров в Накладной путем ИМПОРТА из Списка Отмеченных товаров. Список Отмеченных товаров можно сформировать различными способами:
- по всему Справочнику
Товаров,
- путем выделения (фильтрации) товаров, остаток
которых на данном участке больше нуля,
- путем импорта Списка товаров из Терминала сбора
данных, при помощи которого удобно проводить
инвентаризацию товаров.
Так как при запуске системы остатков на участках еще нет, рекомендуем сформировать Список товаров в Приходной накладной по всему Справочнику Товаров (Справочник Товаров должен быть к этому моменту полностью введен). Далее, для тех товаров, которые имеются на данном Участке, нужно ввести Количество и Закупочную цену. Записи о оварах, которых нет на данном участке, нужно удалить. После этого, нужно распечатать Приходную накладную и тщательно ее проверить. После исправления ошибок и подписи материально-ответственными лицами накладную можно "утвердить". После утверждения накладной введенные количества товаров появляются на данном Участке и указанные в накладной цены записываются в Справочник Товаров. Исправление допущенных при вводе ошибок после утверждения накладной рекомендуется делать при помощи корректирующих документов (возврат неправильно введенных товаров Накладной Возврата Поставщику и повторное приходование корректирующей Приходной Накладной).
После ввода Справочников и утверждения Приходных Накладных на всех участках система полностью готова к работе.
4) Очистка базы данных после "тренировок" и опытной эксплуатации:
В результате работ по изучению системы и обучения персонала (до начала настоящей работы предприятия торговли) в базе данных накапливается некоторое количество информации, которую нужно удалить перед началом настоящей эксплуатации системы. Проще всего очистить базу данных перед запуском системы можно следующим образом:
"Разутвердите" и удалите все тренировочные документы. Удалите из каталога \DAT, в котором находятся файлы базы данных системы Компаньон, следующие файлы:
OSTAT.DAT, TOST.DAT - текущие остатки товаров,
INV1.DAT, INV2.DAT - счета,
OR1.DAT, OR2.DAT -
отчеты о реализации,
AI1.DAT, AI2.DAT, KI2.DAT - сличительные ведомости,
TTN1, TTN2, TTN3.DAT - приходные и расходные
документы,
DOCLOG.DAT - журнал истории выполнения
операций
ВНИМАНИЕ. Если вы уже начали вводить
Приходные накладные, то НЕ УДАЛЯЙТЕ фалы
TTN1.DAT, TTN2.DAT и TTN3.DAT.